



|
|
Анатомия "Собачьего сердца"
Марина Викторовна Черкашина |
Все неспроста в булгаковском творчестве: и женщина по имени Любовь вошла в его московскую жизнь, и в его творчество без оглядки на биографов и критиков.
В одном из рассказов о Москве 20-ых годов он пишет о "прекраснейшей женщине Л.Е., которая могла бы украсить Москву". Именно ей, Любови Евгеньевне Белозерской, были посвящены первый булгаковский роман "Белая гвардия", пьеса "Кабала святош", повесть "Собачье сердце", по рассказам и воспоминаниям бывшей эмигрантки написана пьеса "Бег".
Любовь Евгеньевна как говорили когда-то, -- "из бывших", то есть из дворянского сословия, а если точнее -- княжна Белозерская-Белосельская.
Судьба подарила мне знакомство с Любовью Евгеньевной за несколько лет до ее кончины. Впервые я увидела ее в музее театра МХАТ, где она по просьбе сотрудницы этого музея Галины Георгиевны Панфиловой, обещала рассказать о своем знаменитом муже. Все жадно внимали ей, но так и не услышали ни слова о Булгакове. Белозерская довольно весело рассказывала о своих скитаниях за границей, о каких-то отвлеченных впечатлениях, и откровенно томила публику желающую слушать только о Булгакове. Вот тогда отчасти раскрылся ее ироничный характер, она явно подтрунивала над всеми, пела пресмешные куплеты про "Мадлен, у которой юбка выше колен", и ни звука о своей жизни с Михаилом Афанасьевичем.
В тот вечер мы с Панфиловой провожали ее домой ввиду ужасного зимнего гололеда. Эта миниатюрная немолодая, но все еще интересная женщина, пригласила нас к себе на чашку чая. Сели мы в троллейбус и отправились на Большую Пироговскую, где жила Белозерская и где в конце двадцатых годов делила кров с Михаилом Афанасьевичем. Дом был все тот же, но квартира другая. В бывших же апартаментах писателя расположилась контора столь нелюбимых им работников жилищно-коммунального хозяйства. У двери нас встретили четвероногие обитатели квартиры -- этакие разношерстные котики-бегемотики. Коты и кошки сопровождали Любовь Евгеньевну всю жизнь, не случайно и их появление на страницах "Мастера и Маргариты". Кстати, уверяла хозяйка дома, в Англии кошек воспринимают едва ли не менее серьезно, чем людей, что говорит о высоком культурном уровне нации.
Тесная однокомнатная квартирка была почти сплошь заставлена старинной резной мебелью, приобретенной когда-то на булгаковские гонорары. Мы пили чай за столом-"сороконожкой", прозванным так еще Михаилом Афанасьевичем, сидели на "закорюке" - диване-ладье из красного дерева. Вот тогда-то и зашла речь о писателе Булгакове. Не склонна была Любовь Евгеньевна распространяться о нем публично…
Надо сказать, что у первого мужа Белозерской, известного журналиста, печатавшегося под псевдонимом Не-Буква, был крошечный рассказик, который назывался "Без смеха". Читая его сегодня, не трудно уловить в нем знакомые мотивы: некий ученый Бертело создает искусственную протоплазму (вспомним сегодняшние достижения генной инженерии!) и вот "после ряда химических соединений на краю Круксовой трубки возникает первый лабораторный человечек", н... |
| Назад к списку
|
Если вы считаете, что информация устарела или неактуальна сообщите нам. |
|
|